Вдоль Рижского хода

ПРОШЛОЕ...



Очерки по истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и окрестностей


По следам железных дорог Волоколамского края

Несмотря на то, что для определения общности земель вокруг древнего Волоколамска всегда использую понятие «Волоколамский уезд», в настоящем фотоочерке правильнее говорить о Волоколамском крае.

В окрестностях Волоколамска, к которым естественным образом относятся современные Волоколамский, Лотошинский и Шаховской районы Московской области, можно без труда отыскать три самостоятельные ширококолейные железнодорожные линии, два ширококолейных подъездных пути и одну узкоколейку кирпичного завода.

Про направление Московско-Виндаво-Рыбинской дороги отдельно говорить не стану – каждый может наездиться вдоволь, да и по ППЖТ Сычевского ГОК тоже можно прогуляться, обязательно встретив тепловоз с гружеными вагонами.
Хочется рассказать и привлечь внимание к малоизвестным творениям российских и советских инженеров путей сообщения: так и не достроенным линиям Волоколамск – Сычевка – Смоленск и Тверь – Микулино – Лотошино – Шаховская, лагерной линии Бухолово – Ивановский карьер, а также рабочей линии волоколамского кирпичного завода, закрытой последней, в 2005 г.

К сожалению, исторических сведений пока собрать удалось мало, только отрывки и современный вид уцелевших участников.


Часть 1. Неудавшееся начинание. Тверь – Микулино – Лотошино – Шаховская

Приведу цитату со страницы Разобранные и законсервированные железные дороги проекта «Паровоз ИС»: «В 1910-1912 годах предводителем дворянства Старицкого уезда Александром Фёдоровичем Бухмеером в посёлке Микулино было построено здание железнодорожного вокзала. Первая мировая война помешала строительству железной дороги от Шаховской до Микулино, хотя уже были приготовлены шпалы. С 1924 г. по 1941 г. в здание вокзала была школа, где обучались дети с 5 по 9 класс. Вокзал сохранился до наших дней».

Стоит добавить, вокзал был построен в непосредственной близости от усадьбы Бухмеера, в парке за ручьем, в 3 км по лесной дороге от Микулина Городища.
Сейчас в покинутой в 1917 г. усадьбе размещена Московская областная психиатрическая больница №12, рядом с ней возведен поселок из нескольких трехэтажных панельных домов. Вокзал оказался как раз в этом микрорайоне, и вплоть до 1980-х гг. его здание занимала сельская школа, для которой были сделаны разные пристройки – спортзал, котельная. Ныне, естественно, все запущено, но доступ внутрь помещений закрыт.
Возможно, сейчас в микулинском музее есть упоминание и о вокзале, тем более, летом 2006 г. для музея выделен флигель больницы.

Апрель 2006 г.


Западная сторона вокзала, вид со стороны микрорайона. Оригинальная часть ограничена широкими белыми стойками


Восточная сторона вокзала. Оригинальная часть – ряд полукруглых окон


Часть 2. Не расширенная узкоколейка. Волоколамск – Сычевка – Смоленск

Возможно, мне стоило бы поправить самого себя в предисловии, когда я назвал линию Волоколамск – Сычевка – Смоленск ширококолейной. Но все же наиболее правильно говорить о последней ее сущности.

Сущность была такова: после освобождения западных рубежей Москвы от фашистов зимой 1942 года у Сталина созрела идея строительства параллельных существующим железнодорожных магистралей, в число которых попала разобранная при осеннем отступлении Красной Армии лесовозная узкоколейка Волоколамск – [Петушки].

Но, как известно, очередной бездумной идее Генералиссимуса не суждено было воплотиться, однако, военные еще какое-то время отображали на картах строящуюся ширококолейную линию Волоколамск – Сычевка – Смоленск. И сегодня к наличию подобной галиматьи на «современной» цифровой карте, которой пользуются в одном из российских ведомств, не без иронии относиться нельзя, в то время как еще советские топографические карты 1980-х годов и общедоступный атлас ЦЭВКФ им. Дунаева середины 1990-х годов отображали линию как «разобранное полотно железных дорог».


«Современная» цифровая карта: давно заросшие и разобранные грунтовые и железные дороги, неполноценное отображение населенных пунктов. Показаны линии Волоколамск – Сычевка – Смоленск и Бухолово – Ивановский карьер (420 Kb)


Топографическая карта Генштаба масштаба 1:100000, обе линии разобраны (660 Kb)

Наиболее интересную с точки зрения отображения действующих и планируемых к введению в действие линий информацию можно почерпнуть с карты из Атласа железных дорог СССР 1943 г.


Карта из Атласа железных дорог 1943 г.: строится железная дорога широкой колеи Волоколамск-Сычевка-Белый-Велиж-Витебск; на ст. Дубровино-1 к ней примыкает действующая линия широкой колеи от ст. Бухолово (остаток лагерной линии до Ивановского карьера), при этом ст. Дубровино-1 является перегрузочной для ст. Дубровино-2 - тупиковой станции на линии узкой колеи до ст. Ястребы в Смоленской обл. (деревня, скорее всего, оказалась в зоне затопления Яузским вдхр.), идущей практически параллельно строящейся (423 Kb)

Как же быстро идет время… Только сейчас стал понимать, сколько же ценной информации я упустил за последние 10 лет, с тех пор как начал интересоваться лежащей под боком "железкой".
Еще тогда надо было пройтись по уже немногочисленным местным старикам, да поспрошать про поезд, в котором они в 30-е годы ездили на комсомольские собрания в Волоколамск. Сейчас, к сожалению, живущие в окрестных деревнях пожилые люди могут только пересказывать услышанное ими от родителей да старших братьев и сестер, которые и сами не застали строительство линии, но хотя бы пользовались ей.

По воспоминаниям старожилов, уже в 1918 году узкоколейная линия работала, начинаясь, скорее всего, в Волоколамске, и заканчиваясь где-то на лесопилках Смоленской области, где-то у Петушков (ныне Гагаринский район). Тогда же были построены каменные опоры мостов с деревянными настилами через более-менее полноводные речки, деревянные мосты через ручьи, насыпи и выемки.
Сколько всего сохранилось инженерных сооружений дороги мне пока неизвестно. По крайней мере, можно обнаружить три каменных моста разной степени сохранности: быки от моста через реку Руза (после разлива 1975 года – Верхнерузское водохранилище) у деревни Сутоки Шаховского района, основу моста через ручей у несуществующей в настоящее время деревни Баранцово Гагаринского района и полностью сохранившийся каменный мост-трубу через ручей у села Бухолово Шаховского района; в районе деревни Андреевское Шаховского района сохранилась водосточная труба.






Быки моста у деревни Сутоки

Быки сложены из различных твердых пород. По-моему, тут даже есть белый старицкий камень


Основа моста у деревни Баранцово. К сожалению, проливной дождь, во время которого мне удалось оказаться на линии в этот раз, не позволил сделать хорошие снимки моста и неплохо сохранившейся насыпи, ныне неплохо служащей дорогой для охотничьих вездеходов




Мост-труба у деревни Бухолово




Труба у деревни Андреевское

Сейчас сложно определить, в чьем ведомстве находилась линия на заре становления молодой Советской республики, кто привлекался к работам на линии и лесопилках. Но то, что «кукушкой» пользовались местные жители, крепко осело в рассказах: «ку-ку, ку-ку», и выплывает из чащи паровоз с парой вагонов (видимо, платформы с лесом), запрыгиваешь в него и едешь, куда нужно. Потом, правда, рассказывают, сильно простуженные возвращались – как некоторое подтверждение отсутствия пассажирских вагонов, только открытые платформы. Никаких разъездов или станций, естественно, не было, поезд ходил в режиме «туда-обратно»: вероятно, поутру из Волоколамска на лесопилку, вечером – обратно.

В 1930-е годы где-то ближе к Петушкам по правую сторону от линии был лагерь заключенных, которые и занимались лесозаготовками. Далее наверняка можно сказать, что после Великой Отечественной войны линия уже не функционировала, разве что на подводах по насыпи и мостам на сенокосы ездили, и есть версия, что уже перед войной линия была закрыта и частично разобрана, кто-то и потом растаскивал, но увозил – в окрестных деревнях, считается, рельсов ни у кого не осталось.

Более правдоподобной мне кажется описанная в начале версия о том, что линия была разобрана, а мосты сожжены при отступлении советских частей осенью 1941 года. При этом, правда, возникает вопрос, по чему же ездили потом на лошадях – неужели заново мосты положили? Вполне вероятно, что высокая идея таки дошла до места, и какие-то подготовительные работы вроде восстановления мостов были проведены…

Впоследствии насыпи использовались в качестве проселочных дорог, по насыпи у деревни Сутоки проходила ЛЭП, под сводом из замерших во времени ив и осин грибники и охотники заповедного запада Московской области уходят далеко в Смоленскую область, останавливаясь только перед Яузским водохранилищем.


Часть 3. Лагерная дорога. Бухолово – Ивановский карьер

В 1903 году в связи с возросшей интенсивностью движения поездов на перегоне Волоколамск-Шаховская в 135 верстах от Москвы открыт разъезд Бухолово, получивший название по расположенному в 5 верстах юго-восточнее селу Бухолово.

Еще южнее протекает река Руза, на берегах которой близ деревни Ивановское 8 августа 1930 года устроены лагери для политзаключенных из Средней Азии, выступивших против коллективизации и получивших за это от 8 до 10 лет каторги. Лагерь "Охра", расположенный на правом берегу, и "Репище" – на левом, были филиалами "ДмитЛага". Заключенные трудились на создании Ивановского песчаного карьера, который после закрытия лагеря в 1937 году работал с вольнонаемниками.

Для вывоза добычи был построен подъездной путь широкой колеи от западной горловины несколько расширенного разъезда Бухолово, длиной около 11 км.



При строительстве обошлись без возведения серьезных искусственных сооружений – только насыпи и выемки. Сильно петляя, путь проходил по практически неизмененной пересеченной местности.
Несмотря на всю простоту прокладки пути, нельзя не задаться вопросом, каким же образом пересекались линии лагерной линии и лесовозной узкоколейки в районе деревни Андреевское, и пересекались ли вообще, не имея точных данных о времени закрытия узкоколейки. "Место пересечения" линий находится в полукилометре юго-восточнее деревни Андреевское и в настоящее время внешне представляет собой пересечение обыкновенных полевых дорог, проложенных по небольшим насыпям.

На линии и, особенно, на разъезде, постоянно работали отряды НКВД, проверяя все стоящие составы, которые подолгу ждали "зеленого" света. Как описывают очевидцы, «лагерные» пути на разъезде ограничивал кордон с собаками, бойцы штыками проверяли открытые вагоны на предмет наличия беглых зеков.

Не менее важным, и пока не раскрытым, остается вопрос о жизни линии и карьера во время войны. Вполне естественно, что при отступлении Красные разобрали линию, а карьер забросили. Однако есть версия, что линия функционировала до конца войны… Эту версию подтверждает наличие отрезка линии от Бухолова до пересечения с узкоколейкой на карте из Атласа железных дорог 1943 г. При этом, возможно, отрезок до карьера просто не показан, будучи по сути дела ППЖТ.

На ранее приведенных картах: «современной» цифровой и генштабовской масштаба 1:100000 линия представлена, причем на первой из них она доходит только до пересечения с узкоколейкой, на второй – пересечение есть, но без искусственных сооружений.

С тех пор карьер заброшен, до 1947 г. на его территории находилось кладбище погибших заключенных – теперь сосновый лес и дачи. По насыпи части железной дороги проложена автодорога от шоссе Дятлово-Спас до деревни Игнатково. В 1997 году разъезд Бухолово превращен в однопутный остановочный пункт, тогда же окончательно разобрано полотно и крайнего слева, если ехать из Москвы, лагерного пути. Пролегание пути от разъезда и сейчас неплохо прослеживается: вплоть до автодорожного переезда видна несильно заросшая сетка шпал, после переезда насыпь резко уходит влево, в лес, а линия главного хода поворачивает вправо.




Один из современных видов Ивановского карьера, на территории которого никаких следов железной дороги не сохранилось


Насыпь, участок между рекой и карьером, сквозь деревья видна дорога Дятлово-Спас и поворот на Игнатково


Вероятно, остатки деревянного моста через реку


Северный край деревни Игнатково, слева под деревьями видны остатки насыпи


Въезд в лес


Скорее всего, рельсы, из которых сделан груз для шлагбаума, и валяющийся рядом костыль остались от проходившей здесь линии широкой колеи


"Место пересечения". Прямо уходит насыпь на Волоколамск, налево - на Бухолово, направо - на карьер, сзади остается перегрузочная станция Дубровино, отображенная на карте 1943 г. из Атласа железных дорог СССР (скорее всего, положение станции Дубровино не соответствует деревне Дубровино, находящейся в нескольких километрах западнее, но достоверных сведений по этому вопросу тоже нет). В настоящее время территория станции представляет собой расширенную в 2-3 раза относительно нормальной ширины насыпь, несколько осыпавшуюся в сторону леса.

При подготовке части 3 использованы публикации директора Шаховского краеведческого музея Яйцовой Т.А.
Изначальная версия статьи размещена в моем Живом Журнале, данная версия обновляется по мере поступления новых данных.
Продолжение следует...




Вдоль Рижского хода
© Кирилл Емельянов, 2001-2012

Последнее обновление страниц
Почтовый ящик для отзывов и предложений